Easel (Швейцария-США)

18 апреля 2015

Знаковые фри-джазовые музыканты из США Фред Лонберг-Холм и Майкл Зеранг в сотрудничестве с восходящей звездой европейской сцены саксофонистом Кристофом Эрбом. У дуэта Лонберг-Холм/Зеранг – своя долгая и насыщенная история и богатый опыт игры с лучшими «духовиками» США и Европы; дуэтом и в разных составах Фред и Майкл играют друг с другом уже двадцать лет – они известны, прежде всего, как участники знаменитого трио Joe McPhee Survival Unit III, а также легендарного Peter Brötzmann Chicago Tentet.

Кристоф Эрб (Christoph Erb) - тенор-саксофон, бас-кларнет (Швейцария)
Фред Лонберг-Холм (Fred Lonberg-Holm) - виолончель, электрогитара, электроника (США)
Майкл Зеранг (Michael Zerang) - ударные и перкуссия (США)
[новый джаз]

Стоимость входного билета:
- в предварительной продаже - 1200 рублей;
- в день концерта - 1500 рублей.

Крупными мазками


У швейцарско-американского джазового трио Easel только что вышел новый альбом “Bloom” и именно в поддержку этого релиза группа отправилась в европейское турне, частью которого счастливым образом является и Россия.
Фото: Peter Gannushkin

Зачастую Easel звучат раздумчиво и медитативно (порой чуть ли не как The Necks), порой – электронно-нойзово, порой – камерно-сдержанно, но во всех случаях их музыка – яркое отражение действительной природы импровизации и того, насколько свободной она может быть. Музыка Easel – это очень точная, ювелирная работа со звуком, тончайшая нюансировка, эксперименты в звукоизвлечении. Наблюдать за тем, как эта музыка проживает свои девять жизней на сцене так же интересно, как и слушать: на наших глазах Easel словно лепят звуковые скульптуры – посреди ломаных линий обнаруживают себя геометрические фигуры, в индустриальном пейзаже очерчиваются контуры зданий, а разрозненные коллажи сменяются идеально выстроенными структурами.

Лидер трио Кристоф Эрб – швейцарский саксофонист и кларнетист родом из Цюриха, один из выдающихся представителей нового поколения европейских импровизаторов. Эрб регулярно выступает в Европе, США и Латинской Америке в разнообразных коллаборациях с такими мастерами, как Нейт Вули, Джеб Бишоп, Пауль Ловенс, Ханс Кох и многими другими. Живет Кристоф в крошечном по российским меркам швейцарском городке Люцерн, который, однако, является городом-побратимом Чикаго, что весьма символично, ибо Эрба многое связывает как раз с чикагской сценой – главной точкой на «новоджазовой карте» США. Так, несколько лет назад Эрб, получив культурный грант, провел в Чикаго четыре месяца в качестве artist in residence, выступая и записываясь со звездными американскими коллегами-импровизаторами, в том числе с Джейсоном Адашевичем, Фрэнком Розали, Джимом Бейкером и, конечно, Майклом Зерангом и Фредом Лонбергом-Холмом, в сотрудничестве с которыми и родилось трио под названием Easel. Эрб также активен как организатор культурных программ в Швейцарии и как преподаватель музыки и импровизации, он является лауреатом культурных премий г. Люцерн. Кристоф Эрб выпустил порядка 15 альбомов в качестве лидера, в том числе на легендарном лейбле Hat Hut, а также на своем собственном Veto Records. Своей манерой игры на духовых Эрб заслужил сравнения с такими мэтрами, как Эван Паркер и Джон Бутчер – как и эти легендарные британские импровизаторы, Кристоф активно экспериментирует со звуком и расширенными техниками игры; его подача мощна, пластична и изобретательна.

Фред Лонберг-Холм и Майкл Зеранг – ярчайшие представители чикагской джазовой сцены и, безусловно, одни из главных действующих лиц в европейской импровизационной музыке. У дуэта Лонберг-Холм/Зеранг – своя долгая и насыщенная история и богатый опыт игры с лучшими «духовиками» США и Европы; дуэтом и в разных составах Фред и Майкл играют друг с другом уже двадцать лет – слушателям они известны, прежде всего, как участники знаменитого трио Joe McPhee Survival Unit III, а также легендарного Peter Brötzmann Chicago Tentet – великого межконтинентального объединения музыкантов, просуществовавшего 14 лет и выпустившего 15 альбомов. Зеранг и Лонберг-Холм были бессменными членами «Тентета» с самого первого дня (январь 1997 года).

Родившийся в Чикаго замечательный барабанщик Майкл Зеранг – американец ассирийского происхождения. С середины семидесятых он является профессиональным музыкантом, композитором и продюсером, а также преподавателем. В качестве лидера и сайдмена Зеранг выпустил более 80 альбомов фри-джаза, импровизационной и этнической музыки и побывал на гастролях в 35 странах по всему миру. Среди тех, с кем играл Майкл, можно выделить несколько ключевых фигур: конечно же, это великий немец Петер Брёцманн (уже упомянутый «Тентет», а также многочисленные дуэты и уникальный проект с музыкантами из Йемена (“A Night in Sana’a”)), великолепный ударник Хамид Дрейк (уже почти двадцать пять лет – раз в полгода, в честь дня зимнего солнцестояния – они делают дуэтный концерт, причем в шесть утра, а играют исключительно на восточных этнических инструментах) и прославленные саксофонисты Джо МакФи (Survival Unit III и квартет GUTS) и Кен Вандермарк (Resonance Ensemble). Также Зеранг много и плодотворно сотрудничает с современными театральными постановщиками, пишет музыку для танца, кукольного театра и
экспериментальной хореографии; особый интерес для него представляют междисциплинарные проекты.

Если и Эрб, и Зеранг приезжают в Москву впервые, то знаменитый виолончелист, композитор и импровизатор Фред Лонберг-Холм знаком московской аудитории по концерту трехлетней давности в составе Trio ADA (с Петером Брёцманном и Полом Нильссеном-Лавом). Фред с иронией называет себя «антивиолончелистом», подчеркивая тем самым свою сущность экспериментатора, участвовавшего в бесчисленном количестве проектов в русле «свободного джаза», импровизационной и электронной музыки, писавшего музыку для современной хореографии, театра, кино и телевидения, а также игравшего в пост-панк/рок-проектах (например, он записывался с весьма известными группами Wilco, God-is-my-Co-Pilot, The Flying Luttenbachers, Zu и др.). Лонберг-Холм обучался композиции у таких гигантов, как Мортон Фельдман и Энтони Брэкстон, и играл с МакФи, Матсом Густафссоном, Джоном Зорном, Барри Гаем, Лотте Анкер, Икуэ Мори и другими виднейшими музыкантами современности. Через месяц у Фреда выйдет новая дуэтная запись – с Кеном Вандермарком, еще одним многолетним другом и соратником, в поддержку которой они
будут концертировать по Европе. Одним из самых необычных проектов Лонберга-Холма является его Lightbox Orchestra – импровизационный ансамбль, не имеющий постоянного состава участников, в котором Фред не только и не столько исполнитель, сколько дирижер, причем управляет «Оркестром» он с помощью световых сигналов.

Трио Easel – это союз музыкантов разных поколений, из разных стран, с разным бэкграундом, но со схожими подходами к импровизационной сущности джазового искусства. Главное, что их объединяет, – это внутренняя свобода и смелость; не просто готовность, а одержимость в стремлении сделать свои собственные “giant steps” по направлению к неизведанному, размыв оставшиеся границы между традицией и экспериментом.

 

 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет