Toshinori Kondo (Япония)

29 марта 2019

Будни одинокого воина


Культурный Центр «Дом» рад сообщить о первом в истории сольном московском концерте Тосинори Кондо, выдающегося японского виртуоза, мастера игры на электротрубе и известного деятеля международной экспериментальной сцены. Кондо, который в декабре прошлого года отметил 70-летний юбилей, уже приезжал в Россию – но было это почти тридцать лет назад, в далёком 1991 году, когда он выступал в Москве со своим квартетом Kondo IMA

Ещё в 1979 году, в Нью Йорке, Кондо впервые начал играть на электротрубе. Уже освоив все расширенные техники, которую могла предложить обычная труба, он стремился к переменам – и нашёл их, установив по примеру Майлза Дэвиса в раструб мундштука своей трубы электрический звукосниматель, тем самым значительно трансформировав звучание инструмента и оказавшись в состоянии донести до слушателей тончайшие нюансы своей игры. Тем самым Кондо проводит аналогию с традиционными японскими духовыми инструментами, такими как хитирики и сякухати, где звук отражает «контуры» каждого вдоха. Впоследствии Тосинори стал использовать различные электронные девайсы и примочки, значительно расширив тембральный диапазон инструмента и наполнив свою звуковую палитру большим количеством разнообразных эффектов.




В университетские годы у Тосинори возник интерес к джазовой музыке, его любимцами стали Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи и Майлз Дэвис — именно они оказали заметное влияние на раннее творчество Кондо. Кроме прочего, для него представляли интерес и религиозные взгляды этих музыкантов, а чуть позже на Тосинори оказал влияние и фриджаз Орнетта Коулмена. В 1972 г. Кондо оканчивает университет и обосновывается в Токио, становится профессиональным музыкантом. Примерно в это время он начинает практиковаться в синтайдо, уникальной системе физических и артистических упражнений, возникшей в Японии в 1960-е годы, корни которой лежат в традиционных боевых искусствах, китайской медицине и техниках буддийских медитаций. Целью этой практики для Кондо было повышение ресурсов своего организма для длительных музыкальных выступлений, особое внимание он уделял именно дыхательным упражнениям синтайдо.




К середине 70-х годов Кондо играет с барабанщиком Сёдзи Хано и с пианистом и композитором Йосуке Ямаситой, знакомится и играет со многими американскими и европейскими музыкантами, приезжавшими с выступлениями в Японию. Кондо становится равноправным участником фриджазового трио Evolution Ensemble Unity, а затем и трио Хано/Кондо/Осава; имя Тосинори Кондо начинает фигурировать на джазовых пластинках различных коллективов. А в 1978 году Кондо переезжает в Нью-Йорк, где его музыкальная карьера переходит на качественно новый уровень. Он знакомится и начинает активно сотрудничать со многими представителями нью-йоркского и европейского музыкального андеграунда – такими как Билл Ласвелл, Дерек Бейли, Зина Паркинс, Джон Зорн, Эван Паркер, Хенри Кайзер, Грег Гудман, Фред Фрит, Юджин Чедбурн, Петер Брёцман и другими.




В 1983 году Кондо всерьез затосковал по своей родине, почувствовав, что «утрачивает японский дух» – и вернулся в Японию, продолжив активную музыкальную деятельность – в частности, сотрудничая с Рюити Сакамото, Казуми Ватанабе и Херби Хенкоком. Он создаёт собственную группу “Kondo IMA”, в которой уходит от традиционного джазового звучания – для проекта характерно использование искаженного саунда электрогитары, электрической и электронной перкуссии, футуристических компьютерных эффектов, урбанистических шумов. Концепция предполагала создание атмосферы жизни большого города, а акустическая труба Кондо должна была привносить гуманистический элемент. В некоторых композициях у Кондо становится заметно и влияние этнической японской музыки. Всего проект Kondo IMA выпустил 10 альбомов и был распущен в 1993 году (в феврале нынешнего года он был возрождён, и состоялся небольшой тур ансамбля по Японии). В этот период популярность Кондо достигает максимума – он работает в кино и в рекламе, пишет статьи, а телевидение и печатные медиа проявляют к нему повышенный интерес.




В том же 1993 Кондо переезжает в Амстердам и становится частью квартета Die Like A Dog, который с уверенностью можно назвать «дрим тим» современного фриджаза. В нём Тосинори играл с такими мегазвёздами мировой импровизационной сцены, как Петер Брёцман, Уильям Паркер и Хамид Дрейк. Квартет просуществовал более шести лет и стал своеобразным посвящением великому Альберту Эйлеру, выпустив несколько фантастических альбомов. Помимо фриджазовых проектов, Кондо выпускает эмбиэнт-пластинки, много работает с электроникой, записывается с тем же Ласвеллом и Эральдо Бернокки, DJ Krush и многими другими. Здесь электротруба Кондо по-прежнему создает эффект «урбанистической грусти». В 2002 году Кондо организует международный Фестиваль Мира в Хиросиме по просьбе Далай Ламы.





В декабре 1993 года Кондо отправился в пустыню Негев в Израиле со съемочной группой NHK и записал серию сольных импровизаций на свежем воздухе в попытке начать диалог с природой. Это был первый опыт в продолжающемся и по сей день проекте под названием “Blow the Earth”, который за эти годы привёл Тосинори в такие места, как Мачу-Пикчу, индийские Гималаи, песчаные и ледяные пустыни, живописные безлюдные побережья, а также самые живописные уголки Японии. Именно из Японии, куда Кондо окончательно перебрался в 2012 году, и откуда он изредка выезжает, чтобы выступить либо со своими старыми товарищами – такими, как Билл Ласвелл или Петер Брёцман, либо с молодыми и малоизвестными музыкантами, Тосинори и пожалует с большим сольным концертом в КЦ «Дом».




Начало в 20:00

Стоимость входного билета в предварительной продаже в кассе КЦ ДОМ - 1200 руб., в день концерта - 1500 руб.
Cтоимость электронных билетов 1500 рублей, они доступны к покупке до полуночи даты мероприятия по московскому времени.

 

 

спасибо:

Ostengruppe

Ринет